Описание и список перелетных птиц: кто не остается зимовать. Какие птицы улетают на зиму, а какие остаются зимовать на родине? Перелетные птицы список по алфавиту

Еще с ранних лет мы знаем, что осенью в небе начинают появляться очень много видов птиц, устремленные к югу. Но часто и дети и взрослые затрудняются ответить, что именно это за птицы. Но прежде чем ответить на этот вопрос, давайте выясним, на какие вообще группы делятся птицы.

Ученые все существующие виды птиц разделили на две группы. В одну вошли перелетные, а в другую зимующие. Все пернатые являются теплокровными, то есть средняя температура тела у них составляет около 41 градусов.

Очень многие также считают, что насиженные места им приходиться покидать по причине того, что зимой они могут замерзнуть. Но это является не основной причиной, просто в зимнем периоде им будет очень сложно находить себе пищу. Таким образом к зимующим можно отнести те виду птиц, которые в холодном периоде способны достать себе еду.

К этим видам относиться дятел, глухарь, синица, поползень, сойка, пищуха, рябчик, тетерева. Помимо них также на зимовку остаются и некоторые обитатели городов, которые в любое время смогут раздобыть себе еду.

Какие птицы улетают осенью?

В первую очередь осенью улетают насекомоядные виды птиц, например, трясогузка. Пока остается возможность найти семена или плоды, зерноядные еще на месте. Но как только выпадет снег, а точнее когда зерна будут скрыты под слоем снега, улетают чижи, овсянки и зяблики. А какие птицы осенью улетают последними наверное знают очень многие. Водоплавающие утки и гуси свои насиженные места начинают покидать, когда реки и пруды начинают сковываться льдинами.

Помимо этого некоторые виды птиц, как зимующие, так и перелетные, свои места обитания покидают в зависимости от погодных условий. В случаи, если год оказался урожайным, и при этом снега было мало, на зимовку может остаться снегирь, чечетка, свиристель, ореховка. Но в случаи, если кормовая обстановка является неблагоприятной, они начинают примыкать к птицам, которые собираются улетать на юг.

Птицы также делятся на перелетных и зимующих в зависимости от района проживания данных особей. Например, в северных районах в сторону юга начинают улетать даже и вороны и грачи, а их южные собратья в этом периоде остаются на месте. Черные дрозды из Центральной России на зиму улетают, а в Западной Европе они свои места обитания не покидают.

Полный список перелетных птиц

1. Серая цапля — Ardea cinerea 30. Рябинник — Turdus pilaris
2. Канюк — Buteo buteo 31. Деряба — Turdus viscivorus
3. Полевой лунь — Circus cyaneus 32. Белобровик — Turdus iliacus
4. Чеглок — Falco subbuteo 33. Певчий дрозд — Turdus philomelos
5. Пустельга — Falco tinnunculus 34. Черный дрозд — Turdus merula
6. Перепел — Coturnix coturnix 35. Луговой чекан — Saxicola rubetra
7. Коростель — Crex crex 36. Обыкновенная горихвостка — Phoenicurus phoenicurus
8. Лысуха — Fulica atra 37. Зарянка — Erithacus rubecula
9. Чибис — Vanellus vanellus 38. Обыкновенный соловей — Luscinia luscinia
10. Галстучник — Charadrius hiaticula 39. Варакушка — Luscinia svecica
11. Черныш — Tringa ochropus 40. Садовая славка — Sylvia borin
12. Вальдшнеп — Skolopax rusticola 41. Серая славка — Sylvia communis
13. Озерная чайка — Larus ridibundus 42. Славка-завирушка — Sylvia curruca
14. Речная крачка — Sterna hirundo 43. Славка-черноголовка — Sylvia atricapilla
15. Клинтух — Columbia oenas 44. Пеночка-весничка — Philloscopus trochilus
16. Обыкновенная кукушка — Cuculus canorus 45. Пеночка-теньковка — Philloscopus collibita
17. Обыкновенный козодой — Caprimulgus europaeus 46. Пеночка-трещотка — Philloscopus sibilatrix
18. Черный стриж — Apus apus 47. Зеленая пеночка — Philloscopus trochiloides
19. Вертишейка — Junx torquilla 48. Болотная камышевка — Acrocephalus palustris
20. Деревенская ласточка — Hirundo rustica 49. Садовая камышевка — Acrocephalus dumetorum
21. Городская ласточка — Delichon urbica 50. Камышевка-барсучок — Acrocephalus schoenobaenus
22. Береговушка — Riparia riparia 51. Обыкновенный сверчок — Locustella naevia
23. Полевой жаворонок — Alauda arvensis 52. Речной сверчок — Locustella fluviatilis
24. Лесной конек — Anthus trivialis 53. Серая мухоловка — Muscicapa striata
25. Белая трясогузка — Motacilla alba 54. Мухоловка-пеструшка — Ficedula hypoleuca
26. Обыкновенный жулан — Lanius collurio 55. Малая мухоловка — Ficedula parva
27. Обыкновенная иволга Oreolus oreolus 56. Зяблик — Fringila coelebs
28. Крапивник — Troglodytes troglodytes 57. Обыкновенная чечевица — Carpodacus erythrinus
29. Лесная завирушка — Prunella modularis 58. Камышовая овсянка — Emberiza schoeniculus

Марина Позднякова
Конспект «Птицы перелетные» для детей средней группы

Конспект

по теме «Птицы перелетные » для детей средней группы

Цели : познакомить воспитанников с перелетными птицами (скворцом, грачом, ласточкой, журавлем, соловьем, стрижем, жаворонком, объяснить, почему этих птиц называют перелетными . Закрепить в словаре обобщающее понятие "перелетные птицы ". Познакомить детей с понятиями : «лететь «клином» , «цепочкой» , «стайкой» . Активизировать употребление в речи детей существительных , имен прилагательных, глаголов. Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.

Материалы и оборудование : фонограмма с шумом леса и пением птиц , картинки с изображением зимующих и перелетных птиц , мяч.

Интеграция образовательных областей : познание, музыка, коммуникация, социализация.

Предварительная работа :

Беседы о птицах , наблюдение за птицами , чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах , рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.

Ход занятия.

1. Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева :

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца,

Чахлая рябина

Мокнет под окном;

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла.

Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/

Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/ .

А как называются птицы , которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/ .

Назовите перелетных птиц ? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.

2. Воспитатель предлагает послушать детям звукозапись.

Дети, что вы слышите? (Лес, шум леса)

А как вы догадались, что это лес?

Каких птиц вы знаете ?

Почему некоторых птиц зовут зимующими , а некоторых перелетными ?

3. Игровое упражнение «Перелетные и зимующие » .

Предложить детям разделить картинки на две группы (на снежинку – зимующих, а на веточку – перелетных )

4. Показ слайдов

Почему эти птицы улетают от нас осенью? Чтобы понять это, давайте вспомним, что служит им кормом. Правильно, все эти птицы питаются насекомыми : грач добывает червяков из свежевскопанной земли, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету, А вы знаете, какие заботливые родители ласточки –касатки? Они, улетая за добычей, привязывают иногда своих птенцов конским волосом . Один конец волоса они наматывают на лапку, а другой прикрепляют к стенке гнезда. Кукушки охотятся за гусеницами, причем они поедают таких гусениц, которых другие птицы не едят , ведь среди гусениц есть и волосатые, и ядовитые, а кукушки едят их всех подряд. Бывали случаи, когда всего несколько кукушек спасали большие леса от опасных вредителей.

Но осенью насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма, поэтому вынуждены улетать в теплые края. Значит, что страшнее птицам зимой – холод или голод? Конечно же, голод. Ведь оседлые птички, которые живут у нас постоянно - воробьи, вороны, голуби – переносят зимние холода . А почему же они не улетают? Чем питаются эти птицы ?Они всеядны : могут и насекомых поклевать, но основная их пища – семена растений. Осенью они любят полакомиться зерном, просыпавшимся при уборке зерновых. Зимой питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

Ребята, а вы знаете, что не все птицы отправляются в теплые края? Есть такие перелетные птицы , которые прилетают к нам зимовать. (Рассказ сопровождается демонстрацией слайдов с изображением снегирей) .

Снегири – обитатели тайги, северных смешанных лесов. Но во время зимних кочевок прилетают к нам. Они становятся заметны именно с выпадением снега. Питаются снегири плодами клена, рябины, причем у ягод они съедают только мелкие косточки, а мякоть выбрасывают. Также они склевывают семена из еловых и сосновых шишек, упавшие на землю. Доставать семена из шишек они не могут.

А вот родственники снегирей – клесты – имеют крепкие клювы со скрещенными кончиками. Они могут расшелушить любую шишку. Клесты не только прилетают к нам на зиму из более холодных лесов, но и выводят здесь зимой птенцов. Основная пища клестов – это еловые и сосновые семена, которые они легко достают из шишек своим удивительным клювом.

5.Физминутка :

Упражнение «Отгадай и присядь»

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц , если вы услышите название зимующей птицы , то присядьте; а если название перелетной , то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

(проводится под фонограмму веселой музыки.)

6. - Упражнение «Закончи предложение»

Весной птицы строят гнезда , потому что… (дети повторяют фразу и договаривают ее до конца) они выводят в них птенцов.

Первыми улетают на юг ласточки, потому что…. они питаются насекомыми.

Последними улетают осенью лебеди, гуси, утки, потому что…. водоемы долго не замерзают и дают им пищу.

Все люди любят слушать соловья, потому что…. он замечательно поет.

Гусеницы не могут уничтожить урожай, потому что…. птицы их уничтожают .

- Птиц нужно любить и охранять, потому что…. они приносят большую пользу (украшают природу, замечательно поют и т. д.)

7. Пальчиковая гимнастика

(Развитие общей и мелкой моторики, снятие мышечных зажимов, поддержание позитивного эмоционального настроя детей ). По ходу физ. минутки дети выполняют соответствующие тексту движения. - Птенчик в гнёздышке проснулся, Встрепенулся. Потянулся. И головкой покивал, И хвостиком повилял. (пальчиковая зарядка) - Широко раскрыл он клювик, Громко,громко запищал : Пи-пи-пи, пи-пи-пи…. Червячка скорей неси. - Мама с папой закружили, Угощение тащили. (пальчиковая зарядка) - Червячок, блоха и мошка, Кушай, кушай, наша крошка (одна ладошка широко открыта – «ротик птенца» , пальцы другой руки собраны вместе – «клювик мамы, собранные вместе пальцы упираются в открытую ладошку, потом позиция рук меняется – каждое проговариваемое слово ведет к смене рук). - Птенчик сыт, опять он спит. Тс-тс-тс, нам нельзя его будить Дети! Помните, когда птицы выводят и выкармливают своих птенцов рядом с ними надо вести себя очень тихо, чтобы их не испугать.

8. Загадки о перелетных птицах

Верный страж и друг полей,

Первый вестник теплых дней.

Всех перелетных птиц черней ,

чистит пашню от червей.

(Грач)

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песни и полет

Вошли в стихотворения!

(Жаворонок)

Спереди - шильце ,

Сзади - вильце,

Сверху – черное суконце,

Снизу - белое полотенце.

(Ласточка)

На шесте - веселый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поет отец-

Он и летчик, и певец.

(Скворец)

Кто на ёлке, на суку

Счёт ведёт : ку-ку, ку-ку?

(Кукушка)

Пёстрая крякуша

Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочку.

(Утка)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточка)

9. Беседа «Люди и птицы »

Почему птиц называют пернатыми друзьями?

Зачем нужны птицы ?

Что люди делают для птиц ?

Что случится, если птицы исчезнут ?

За что вы любите птиц ?

Самое интересное для детей — это наблюдать за живыми птичками на прогулке. Часто у малышей появляются среди птичек свои любимцы, которым они дают имена и даже утверждают, что могут отличить их от всех других птичек двора.

Сделайте кормушку, насыпьте в нее корм. Очень скоро птицы привыкнут к тому, что здесь постоянно есть для них корм, и начнут прилетать на Вашу кормушку. Понаблюдайте с малышом за ними. Полезнее всего и интереснее всего провести целую серию таких наблюдений. Серия наблюдений даст малышу гораздо больше для его умственного и речевого развития, чем просто чтение рассказа о зимующих птицах или просмотр познавательного фильма. Ведь фильм скорее всего быстро забудется без закрепления и применения полученной информации.

В наблюдениях живой природы ребенок будет учиться сравнивать, делать выводы, задавать вопросы и искать на них ответы, описывать, находить точные слова для выражения своей мысли.

Что же мы можем увидеть в таких наблюдениях? На что обращать внимание детей?

1.Чем отличаются птицы друг от друга по внешнему виду? Чем они похожи? (У них есть голова, глаза, клюв, чтобы клевать семена, крылья чтобы летать, туловище, лапки, хвост, туловище покрыто перьями)

Сравните, например, воробья и ворону – чем они отличаются, а чем похожи? (Вороны большие. А воробьи маленькие, серо-коричневые, прилетают стайкой, шустрые, прыгают на двух лапках. Вороны серо-черные, прилетает ворона одна. Ходит ворона вперевалочку, важно, медленно). Чем похожи и чем отличаются воробьи и голуби? (Воробей меньше голубя, он другого цвета. Воробей прыгает, а голубь ходит. Воробей чирикает, а голубь воркует)

2.Чем отличаются повадки разных птиц:

  • как они клюют корм в кормушке (сразу же садятся на кормушку или осторожничают и сначала садятся на кусты, и только потом подлетают к кормушке),
  • ссорятся или нет, уступают ли друг другу,
  • как летают и как ходят птицы,
  • близко ли они подходят к людям,
  • живут поодиночке или в стайках,
  • какой корм они любят (синички и дятлы любят есть несоленое сало, сало можно подвесить на нитке к кормушке, снегири и свиристели – ягоды, семена едят все птицы, а вот овес и пшено любят воробьи и овсянки)
  • в какое время дня прилетают они на кормушку (когда светло),
  • в каких случаях птицы издают звуки – кричат, перекликаются, а в каких случаях они молча клюют зерна,
  • какой клюв у птичек и можно ли по форме клюва догадаться, чем питается птица (Можно, у птиц, питающихся насекомыми клюв тонкий и узкий, а у тех птиц, что питаются зерном клюв более тупой и более толстый)
  • какие следы оставляют птицы на снегу? (попробуйте их зарисовать и научиться читать «птичьи истории» по следам – какие птички прилетали, с кем они на кормушке встретились, сколько было птиц на кормушке?). Это задание очень нравится детям. Они чувствуют себя настоящими следопытами.
  • почему, когда подлетает ворона разлетаются воробьи и голуби? (Ворона большая, у нее сильный клюв, и маленькие птички ее боятся. Именно поэтому ворону лучше кормить отдельно, чтобы она не отнимала корм у маленьких пташек)

Вот несколько заметок для наблюдений с детьми повадок зимующих птиц.

Воробьи – юркие, веселые, подвижные, часто ссорятся. Они задиры, любят выхватить из-под носа синички ее семечки, держатся стайкой.

Вот прилетели чечетки . Они шумные, перекликаются друг с другом. Клюют семена. Чечетки могут быть разные. Есть чечетки бурые с серой грудкой, а есть с красной грудкой. Чечетки – наши гости. Они прилетают к нам на зиму с севера.

Голуби медлительные, спокойные, не такие пугливые, близко подходят к человеку.

Снегири – спокойные, степенные птицы. И звук голоса у них особый – они тихо посвистывают (звенят, как бубенцы). Если им надо куда-то перелететь, то они оживляются, перекликаются и всей стайкой улетают. Снегири очень любят есть ягоды, зерно, семена ясеня и клена. Они прилетают к нам с севера – они тоже наши гости.

Вороны, сороки, галки – это всё «родня вороны». Они зимой прилетают к нам из леса. В лесу они всегда улетают от людей, а в городе они людей меньше боятся. Вечером они летают стаями над городом, а потом прилетают в парк, садятся там на ветви деревьев и засыпают до утра. Вороны умные, близко не подходят к человеку, осторожные, ходят вперевалочку. Сороки большие, серые, а голова и крылья черные. Бока у нее белые. Поэтому сорок называют «пестрыми». Сорока подпрыгивает. Она любит есть несоленое сало на кормушке.

Синички имеют желтую грудку и черную шапочку на голове, белые щечки. Они любят клевать сало, раскачиваясь на веревке, за которую сало прикреплено к кормушке.

Щеглы прилетают стайками. Они очень красивые – на лбу красное пятнышко, а на черных крыльях желтые полосочки. Они очень подвижные – настоящие гимнасты! Щеглы вертлявые, шумные, постоянно кричат, ссорятся, шумят, приседают, едят семена.

Во время наблюдения можно прочитать детям стихи об этих птичках. Стихи о зимующих птицах для самых маленьких и детей постарше Вы найдете в этой серии статей. Очень удобно выписать или распечатать стихи на карточки (размером с четверть альбомного листа) и носить с собой на прогулку в кармашке или сумочке. В любой момент можно достать карточку и прочитать нужное стихотворение или загадать загадку.

Зимующие и кочующие птицы в сказках, играх, рассказах, загадках и заданиях для малышей

Очень часто мы, взрослые, сами не знаем, какая это птичка, не можем интересно рассказать о ней детям или ответить на многочисленные вопросы наших почемучек. Поэтому я решила сделать на «Родной тропинке» своеобразную хрестоматию для малышей и взрослых, подготовила картинки зимующих птиц, раскраски, игры, познавательные рассказы и сказки, задания, стихи и загадки на эту тему. Эта хрестоматия будет состоять из нескольких частей. и про каждую зимующую или кочующую птичку Вы найдете отдельную статью со сказками, рассказами, картинками и заданиями, мульфильмами.

Я специально не стала распределять этот материал по возрастам детей. Вы можете сами выбрать понравившиеся вам отрывки, игры, задания.я сказки, стихи и использовать их для развития Ваших малышей и ознакомления их с окружающим миром

Зимующие птицы. Картинки для детей.

Сравните вместе с малышом птичек на этих картинках. Чем похожи две птички на каждой картинке? Чем отличаются?

По таким парным картинкам очень удобно загадывать загадки-описания зимующих птиц. А отгадывать загадки и придумывать их любят все малыши! Вы описываете птичку (не называя ее) — говорите о том, какие у нее крылья, грудка, голова, как она ходит, что ест, а малыш угадывает, кого Вы загадали. Потом малыш сможет и сам загадать Вам загадку, описав птичку.

Речевая игра «Скажи наоборот»

В этой речевой игре малыш научится употреблять слова, противоположные по значению заданному слову (мы — взрослые — такие слова называем антонимами).

Всегда опирайтесь на опыт ребенка, придумывая задания для подобных игр. Показывайте птичек на картинке, фото или настоящих птичек на кормушке.

Примерные задания для детей по теме «Зимующие птицы»:

  • Ворона большая, а воробей – какой? (маленький)
  • Сорока длиннохвостая, а воробей – какой? (короткохвостый)
  • Дятел длинноклювый, а воробей – какой? (короткоклювый)
  • У вороны клюв большой и толстый, а у воробья какой? (маленький и тонкий)
  • У снегиря грудка красная, а у синички — …?
  • Снегирь подлетел к лесу, а воробей — …?
  • Снегирь сидит на верхней ветке, а воробей на …?

Речевое упражнение «Назови ласково»

Это упражнение направлено на развитие языкового чутья, которое позволяет ребенку экспериментировать со словом и придумывать его новые варианты.

Можно проводить эту игру в «волшебном варианте». Вы даете ребенку «волшебную палочку», и малыш превращает большое в маленькое (волшебная палочка — это обычная, но красивая ручка или карандаш, для получения волшебной палочки можно обмотать карандаш фольгой или декоративной бумагой). Взмах «волшебной палочки» — и из птицы получится маленькая птичка, а из большого хвоста маленький хвостик. Вот примерные слова для игры по теме «Зимующие птицы»

  • Птица – птичка
  • Перо- … (перышко)
  • Крыло — … (крылышко)
  • Хвост — …(хвостик)
  • Клюв — …(клювик)
  • Синица — …(синичка)
  • Птенец — …(птенчик)
  • Воробей — …(воробышек)
  • Ворона — … (воронушка)
  • Голубь — … (голубок)

Играем в прятки.

Игра «Чье? Чья? Чьи?» по теме «Зимующие птицы»

Скажите малышу: «Ты уже знаком со многими зимующими птицами. Они решили поиграть с тобой в прятки. Догадайся, кто от тебя спрятался за веточкой?» (речевая грамматическая игра «Чье? Чья? Чьи?» — учимся употреблять притяжательные прилагательные – голубиный, воробьиный, сорочий, вороний, синичкин, снегириный и т.д.). Не обязательно использовать готовые картинки. Можно прятать картинки за своей ладошкой, показывая малышу только часть изображения — например, хвостик птички или только грудку птички. А ребенок по этой детали узнает, что это за зимующая или кочующая птица.

Вот мои картинки-загадки для малышей. Все эти картинки в хорошем качестве и разрешении есть в презентации в конце статьи. Презентацию можно скачать бесплатно.

Отгадки на загадки:

  1. Хвостик, клюв и грудка снегиря. Снегириный хвостик, снегириный клюв, снегириная грудка. Спросите малыше, как он догадался, что это клюв снегиря, ведь у других птиц клюв очень похож? (по красной грудке)
  2. Это воробьиные перышки и хвостик тоже воробьиный. Воробья легко узнать по серому с коричневым оперению.
  3. Голова и клюв голубиные. Голубя легко узнать по сизым перышкам.

Игровое задание по теме «Зимующие птицы» — «Разложи марки» (для детей 5-7 лет)

В этой игре малыш научится классифицировать картинки и выделять в группе птиц три подгруппы: зимующие птицы, кочующие птицы и перелетные птицы.

Расскажите ребенку историю. Объясните, что такое марка и зачем она нужна, почему без марки письмо не дойдет до адресата. А потом расскажите историю о мальчике Ване.

Ваня решил собирать марки с изображением разных зверюшек, насекомых и птиц. Вот какие марки у него есть.

Попросите ребенка: «Помоги Ване разложить марки в его альбом». Ваня так придумал. На одной страничке альбома будут перелетные птицы. На другой – зимующие (те, что и летом, и зимой живут рядом с нами). На третьей – кочующие (наши зимние гости). Но он запутался, какие птицы где зимуют. Поможешь ему разобраться?»

  • Посмотри, вот Ванин альбом для марок. Это страничка с изображением пальмы. Как ты думаешь, марки с какими птицами будут на этой страничке? Правильно, здесь будут марки с перелетными птицами, которые улетают на юг и там зимуют.
  • А вот вторая страничка. На ней изображены дождик и снег, лето и зима. Значит, какие птицы на ней будут? (зимующие птицы, которые живут рядом с нами и летом и зимой).
  • А вот нарисована сосулька. Это наш курорт «Сосулька» из сказки. Здесь будут наши зимние гости – кочующие птицы.

Посмотри на Ванины марки. Какие марки ты бы поместил на страничке с пальмой? Как называют этих птичек? (Это перелетные птицы – ласточки, аисты)

А какие кочующие птицы есть на Ваниных марках? (снегирь, свиристель) На какую страничку альбома нужно Ване поместить эти марки?

Какие птицы живут с нами и летом, и зимой? (воробей, ворона). На какую страничку альбома мы поставим эти марки?

Можно использовать и другие варианты проведения этой игры:

1.Распечатать картинки с изображением марок и изображением альбома на принтере. Тогда получится лист с заданием, в котором ребенок проведет линии от птицы к нужной страничке альбома с марками.

2. Дать ребенку картинки с птицами и попросить разложить их на три группы.

3. Если упражнение проводится с группой детей, то можно каждому ребенку в руки дать картинку с изображением птицы. А на полу нарисовать мелом три круга. В один круг положить картинку с пальмой, во второй – картинки лета и зимы, в третий картинку с сосульками– знак кочующих птиц, прилетевших к нам на курорт «Сосулька».

Дети изображают птиц. По сигналу «день» птички начинают летать. По сигналу «По домам!» дети ищут свою стайку и бегут в нужный круг. Перелетные птицы бегут в круг с изображением пальмы, кочующие — в круг с изображением летящей птицы и т.д. Нужно успеть найти свой дом и свою стайку птичек до сигнала: «Ночь!». Тогда птички засыпают — каждая стайка в своем домике. По сигналу «День» птички снова начинают летать, клевать зернышки, махать крыльями. Далее снова звучит сигнал «По домам!» и птички летят к своим стайкам.

Можно вводить в игру дополнительный персонаж – кота или сову, которая будет ловить птичек ночью. Правило – ловить можно только тех птичек, которые не успели спрятаться в свой домик. Если птичку поймали, то она становится котом (или совой) в следующей игре.

4. Можно вводить в игру преднамеренную ошибку — например, дать ребенку картинку белки вместе с картинками птиц. Когда малыш начнет раскладывать картинки на три группы, спросить, куда он положит картинку с белкой, ведь она тоже не деревьях живет? Это проблемная ситуация для ребенка, ведь и действительно, белка живет на дереве! Что же делать с этой картинкой?

Но похожа ли белка на птиц? Выводит ли она птенцов? Имеет ли крылья? Чем она не похожа на птиц?Можно ли ее отнести к одной из этих трех групп птиц? Нет!

В таких проблемных задачках малыш учится выделять главное от второстепенного, а это очень важно для его интеллектуального развития! А еще он учится отстаивать свое мнение и не поддаваться на провокации!

Хотите верьте – хотите проверьте.

Народные приметы о зимующих птицах

В следующих статьях Вы можете познакомиться с зимующими птичками поближе. Мы поговорим с каждой из них, послушаем сказки о них, отгадаем загадки и узнаем интересные игры. По этой теме Вы можете почитать:

А вместе с детьми Вы можете посмотреть картинки этой статьи в высоком качестве в виде презентации здесь. Для просмотра картинки в полноэкранном режиме нажмите значок в правом нижнем углу.

Презентация для детей»Зимующие птицы»

Презентацию для детей с картинками из этой статьи в высоком качестве для распечатки или показе детям на экране вы можете , а также в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы » Документы» под видеозаписями сообщества).

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

В большом птичьем мире есть перелетные и неперелетные птицы. Для перелетных смена времен года это подготовка к большому путешествию, а для неперелетных птиц, наступление холодного сезона становится долгим и трудным временем, чтобы перезимовать эту непростую пору.

Весна

Птицы весной

С приходом первых теплых дней перелетные птицы возвращаются в родные края. Дома их ждет много работы: строить гнезда и выводить птенцов.

Самыми первыми в места своего обитания возвращаются трясогузки. Они особо пунктуальны, поэтому никогда не пропускают начавшийся ледоход.

В то время, когда земля почти освободилась от тяжелого снежного покрова, уже прилетели грачи. Они самыми первыми выводят птенцов, именно поэтому в марте их гнезда уже построены.

Также ранними перелетными птицами являются скворцы и жаворонки. Первая песнь жаворонка является свидетельством того, что холода больше не наступят. Как правило, первыми возвращаются самцы, а уже после - самочки. А последними из скворцов и жаворонков возвращаются те, кто задержался или заблудился в пути.

Птицы возвращаются домой из теплых краев не из-за того, что там нечем питаться. Все дело в инстинктах пернатых. Их тянет на Родину желание размножаться.

Перелет птиц в родные края проходит намного быстрее отлета. А все дело в том, что они спешат на вывод своих детенышей, который не терпит промедления.

Можно примерно определить периоды прилета птиц на родные земли. В середине марта на Родину возвращаются грачи, а к концу этого месяца прилетают скворцы.

В начале апреля можно наблюдать жаворонков, лебедей, дроздов, зябликов и коршунов. В середине этого месяца прилетают гуси, утки, чайки, журавли и кулики. А в конце - пеночки, горихвостки, вальдшнепы и лесные коньки.

А вот май характеризуется прилетом ласточек, мухоловок, соловьев, стрижей и иволог.

Лето

Жизнь птиц летом

Основной задачей каждого вида пернатых на лето - вскармливание и приспособление птенцов к жизни. Если лето выдалось дождливым и прохладным, то жизнь птиц становится несколько сложнее. Птенцы умирают от простуд и голода. Да и сами родители находятся в большой опасности, пока льют дожди.

Засуха также не благоприятное состояние природы для пернатых. Для птиц, обитающих на болотах, засуха это катастрофа. В такие периоды болотные птицы вынуждены выходить на поиски нового места обитания. А если жаркие дни затягиваются, то начинает высыхать растительность. Такая ситуация опасна для всех видов птиц.

Главной задачей пернатых на лето - научить своих птенцов летать, чтобы осенью они могли улететь на юг со своими родителями.

Как правило, летние дни сопровождаются ранним рассветом и поздним закатом, поэтому день многих птиц становится длиннее. Так, например, гаички, они просыпаются с первыми лучами солнца, а засыпают на закате.

А песни горихвостки можно услышать в любое время суток, ведь она просыпаются еще до восхода солнца, а засыпает в сумерки.

В летнее время года птицы особенно активны и ведут привычный образ жизни. В лесах и степях охотятся дневные и ночные хищники. По улицам городов и деревень летают привычные нам обитатели людных мест.

Осень

Какие птицы улетают осенью, а какие остаются?

Почему птицы летят на юг? Потому что в зиму им не хватает пищи, и есть вероятность того, что их организм не перенесет сильных морозов. Перелетными птицами является большая часть обитателей тундры, а в тайге таковыми являются некоторые виды. Зависимость количества перелетных видов зависит от того, насколько пригодно место обитания в кормовом плане - хватает ли запасов пищи. Таким образом, получается, что половина лесных пернатых обитателей улетают на юг. А поля, болота и водоемы вовсе остаются зимовать без своих крылатых обитателей.

Перелетными птицами являются: зяблики, трясогузки, дрозды певчие, пеночки-теньковки и ласточки. Чибисы, коньки лесные, жаворонки, иволги, малиновки и горихвостки также предпочитают перелет на теплые земли.

Но есть птицы, которые способны стойко перенести холодные дни, их называют оседлыми. К таким пернатым относятся: дятлы, синицы, пищухи, поползни и сойки. Холодные дни не страшны глухарям, тетеревам и рябчикам. А птица клест вообще может вить гнезда зимой и выводить потомство.

Стоит выделить кочующие виды птиц. Они не улетают в теплые края, но все время перемещаются с места на место. Например, свиристели, синицы-московки, ореховки, чечетки, снегири и многие другие.

Зима

Как зимуют птицы

Зима не является неожиданным периодом в жизни пернатых. Те, кто остается на зимовку, действительно готовы к суровым условиям. Птицы запасаются кормом и семечками. А временами выходят на поиски опавших сережек, шишек и орехов.

Так, например, сойки. Их зачастую можно увидеть на поисках желудей, даже картошки и зерна.

А у рябчика вырастает специальная бахрома на лапках, таким образом он может держаться за обледеневшие ветви деревьев.

Птицы, питающиеся почками, семенами и сережками более обеспечены пищей в зимний период. Таковыми являются - белые куропатки, рябчик, тетерева, глухари.

А вот птицы, предпочитающие употреблять семена и листву, всегда находятся в тяжелом поиске еды. Например, щеглы, коноплянки, чижи, чечетки. Этих птиц спасают лишь семена ели и сосен.

Этим летом я первый раз услышала, как поет соловей: проснулась утром на даче от заливистых трелей. Какая прелесть! Весь день ходила в прекрасном настроении. Может, конечно, я и раньше слышала соловья, но не обращала внимания. Хотя в городе их услышать сложно - селятся они там крайне редко, а зимой их и вовсе не увидишь, соловьи относятся к перелетным птицам.

Какие птицы улетают в теплые края

К сожалению, зимой птичек у нас становится гораздо меньше, не все они в состоянии вынести похолодание, да и прокормиться в это время года многим труднее. Вообще птиц делят на:

  • оседлых;
  • кочующих;
  • перелетных.

Перелетные птицы не все сразу покидают родные края. Первыми улетают пернатые, кормом которым служат насекомые. Например, соловьи, стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки, щеглы. Когда невозможно найти уже и растительной пищи, на юг отправляются: перепелка, трясогузка, чиж, скворец, иволга, зяблик. А последними улетают водоплавающие птицы, застывшие водоемы заставляют их покидать обжитые места.


Если пернатые не торопятся улетать, значит, осень будет теплая, но почувствовав приближение холодных дней, они быстренько пускаются в путь.

Куда летят перелетные птицы

Улетают пернатые в края, где погодные условия не сильно отличаются от их родных мест, так им легче прокормиться. Некоторые, например, полярная крачка, преодолевают при этом расстояния в десятки тысяч километров.

До сих пор ученые не могут однозначно ответить на вопрос: как птицы ориентируются в воздухе. Получается, что эта информация сохраняется у них на генетическом уровне. Но не только инстинкты помогают птицам ориентироваться в полете. Чтобы не сбиться с дороги они используют небесные светила, магнитное поле Земли, воздушные потоки.

Недавно вычитала, что мигрируют даже птицы, которые не умеют летать.


Например, императорские пингвины. С похолоданием и наступлением полярной ночи они плывут в Индийский океан. Считается, что их заставляет это делать не только суровая зима, но и темнота: там их подстерегает больше опасностей.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook